Взгляд йоги на тело
В классических книгах по йоге утверждается, что человеческое тело состоит из пяти взаимопроникающих слоев или оболочек, называемых кошами. Цель йоги заключается в исследовании и гармонизации этих оболочек:
1 - Аннамайя-коша, 2 -Пранамайя-коша, 3 - Маномайя-коша,
4 - Виджнянамайя-коша, 5 - Анандамайя-коша.
Аннамайя-коша- анатомическая оболочка Пранамайя-коша- физиологическая оболочка Маномайя-коша-ментальная оболочка Виджнянамайя-коша - интеллектуальная оболочка Анандамайя-коша-оболочкарадости (или духовная оболочка)
Используется также и троичное деление тела.
Стхула-шарира— физическое тело (или аннамайя-коша)
Сукшма-шарира - «тонкое» тело (объединяющее в себе пранамайя-, маномайя- и виджнянамайя-коши)
Карана-шарира - «причинное» тело, самое глубокое из тел (оно же ананд амайя-коша).
Взгляд йоги на ум1. Читта-вритти. Ум (читта) способен к пяти основным функциям, или действиям (вритти). Они могут вызывать чувства боли или наслаждения.
Прамана- правильное суждение
Винарьяйя - неверное суждение
Викальпа-неуверенность, догадка, воображение
Нидра- сон
Смрити - память
2. Клеши. Пять условий (клеш), которые всегда влекут за собой боль и страдания:
Авидья - невежество
Асмита- высокомерие
Рага - привязанность
Двеша-неприязнь
Абхинивеша-цепляние за жизнь
3. Различные состояния ума. Пять категорий, используемых для описания
состояний ума:
Мудха-тупой, глупый Кшипта-небрежный, рассеянный Викшипта- смущенный, возбужденный Экагра - внимательный Нируддха - контролируемый
4. Викшепы. В йогическом учении выделяется целый ряд различных
отвлекающих моментов (викшеп) и препятствий на пути йоги:
Вьядхи - болезнь Стьяна - безделие Самшайя - сомнение Прамада- невнимание
Аласья - леность
Дукша - неудовлетворенность
Даурмансья - отчаяние
Ангамеджаятва - нестабильность тела
Шваса-парашавас - нестабильность дыхания