Сульфатация пластин аккумулятора - это оседание на поверхности пластины слоя сульфата свинца. При разряде аккумуляторной батареи в ней протекает химический процесс, который описывается следующей реакцией:
Pb + 2H2SO4 + PbO2 -> 2PbSO4 + 2H2O
Иначе говоря, свинцовые пластины вступают во взаимодействие с соседними пластинами, покрытыми оксидом свинца при участии серной кислоты. Продуктами реакции становятся воды и сульфат свинца. В процессе заряда аккумулятора эта химическая реакция протекает в обратном направлении. Этой реакцией объясняется и изменение плотности электролита. При разрядке она падает, а при зарядке растет.
В процессе заряда реакция проходит в обратном направлении, но не до конца. Часть PbSO4 так и остается на пластинах. Это вещество уменьшает поверхность активной массы, которая принимает участие в химической реакции. А поскольку образующийся сульфат свинца является плохим проводником электрического тока, то снижается эффективность заряда и постепенно уменьшается ёмкость АКБ.
В связи с вышесказанным можно назвать основные причины сульфатации пластин аккумулятора:
- Длительные простои автомобиля;
- Хранение аккумулятора в разряженном состоянии;
- Короткие поездки и частый запуск двигателя (городской цикл);
- Отсутствие периодической зарядки сетевым ЗУ;
- Глубокие разряды АКБ.
Как проводится десульфатация?
При подготовке статьи я прочитал ряд методов, которые рекомендуют автовладельцы на основе своих изысканий. Вообще, от десульфатации можно избавиться двумя основными способами:
- С помощью химикатов;
- Используя электрический ток.
Судя по отзывам в сети, самая эффективная схема обсуждается тут
Схема оригинальная
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Цель проведения эксперимента проста - под рукой оказался 6ти-летний аккумулятор забракованный на очередном ТО. Купив новую Варту я решил изучить вопрос восстановления аккумулятора ибо у меня эксплуатируется батарея из 10аккумуляторов 55АЧ для питания серверной и рано или поздно с ними возникнет проблема и тут уже вопрос финансов становиться серьезен - или поменять один в машине или поменять 10шт.
Соответственно собираю схему:
тк у меня под рукой не нашлось супрессора
я заменил его на связку КУ202Н + КН102А и резисторный делитель
основной тиристор взял Т160-14-142 (что было в запасах)
конденсаторами набрал 15мкф
что заметил
1. тиристор реально греется - становится горячим через 15-20минут работы, пришлось поставить вентилятор
2. провода к аккумулятору сечением в 1.5квмм тоже греются - стали теплыми через 15 минут